]]>
]]>

Интервью с Виталием Скрабеевым - успешным предпринимателем в сфере автомоечного бизнеса в Тверской области

22 октября 2013 г.

Раньше бизнес - больше успеешь

Виталий Скрабеев - успешный предприниматель в сфере автомоечного бизнеса в Тверской области. На сегодняшний день он один из самых молодых предпринимателей такого уровня в области. Начиная 6 лет назад с однопостовой мойки на трассе вне населенного пункта, сегодня Скрабеев покупает уже вторую 4-хпостовую в черте областного центра. В амбициозных планах – создание портальной мойки для грузовиков и туннельной мойки в городе на новой трассе  М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

Мойку Виталия хорошо знают пенсионеры и люди с ограниченными возможностями – каждый вторник до обеда автомойка Скрабеева обслуживает такие машины  с 50%-ной скидкой.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своем бизнесе.

- У меня незаконченное высшее техническое, так получилось. Отслужил в армии, два года поработал на «дядю» на автомойке и решил открывать свое дело.

Сейчас мне 29 лет, в бизнесе шесть лет. Автомойка в долгосрочной аренде на 4 поста в городе, при нем кафе. В штате 12 человек, включая персонал на мойке и в кафе. В ближайшее время заключаю сделку по приобретению второй 4-хпостовой ручной мойки, уже на федеральной трассе.

Считаю важным отношения с людьми. Дело не только и не столько в поиске «блата», сколько в порядочности в отношениях. С работниками, без которых, прямо скажем, ты никто (сюсюкаться не надо, но и ноги обтирать - не по-людски). В долге, который мы должны отдавать пожилым людям, – без них нас не было бы. И конечно, особенности менталитета в российском бизнесе таковы, что без хороших знакомств и личных отношений, выходя на определенный уровень развития, мало что добьешься.

- Как Вы пришли в бизнес?

В 21 год, сразу после армии устроился на работу на автомойку, но, проработав 2 года, понял, что нужно «умнеть». К слову, работая на мойке, пообещал себе, что таким, как хозяин, не стану: человек, что называется, «рубит бабло» и ни в грош не ценит тех, кто ему это «бабло» зарабатывает. Да и не надо ему больше ничего больше того, что имеет. Но не суть, его это жизнь.

Начал искать варианты, а как ни крути, уже досконально узнал про работу автомоек и решил, что знаниями грех разбрасываться. Начал узнавать возможности. Пока узнавал – устроился на другую мойку, деньги нужны были.

Итого: купить участок, оформить и застроить в проходном месте – никаких денег не хватит, а главное, нервов - пройти все процедуры согласования, а на юристов у меня денег не было. Купить готовый бизнес тоже проблема, на тот момент накоплений кот наплакал. Но кто ищет, у того найдется выход. Умер дед (царствие ему…), получилось хорошо продать его «однушку» в центре города. Родные, конечно, были категорически против, но как-то вот убедил попробовать. В итоге получилось купить однопостовую мойку за городом. Как мне тогда казалось, хороший вариант: рядом кафешка и шиномонтаж, не так далеко от трассы, а главное, мойка-то новая, только что отстроенная, а цена очень и очень привлекательная. Как оказалось, на это были свои причины, которые мне потом вышли боком.

- Какие были Ваши первые удачи и неудачи?

- Моя самая главная ошибка – вера на слово и наивность в юридических вопросах. Продавец сообщил, что мойка новая, только что построенная, а у него форс-мажор, срочно нужны деньги, потому продает недорого. Но мойка, говорит, полностью готова к работе. Выдал мне целую кипу бумаг – разрешений (я в них сразу и утонул). Юриста у меня, конечно, на тот момент не было, да и средств на него – откуда они. А потом выяснилось, что предыдущим владельцем пройдены не все согласования и работать начинать еще рано, хорошо хоть на штраф не попал. Но закрывать дело пришлось, я потерял еще полгода на бюрократические заморочки и доделки на станции, и это еще повезло, друзья помогли. С бумажками возился сам, на доделку помещения пришлось нанимать народ. В итоге моя мойка стояла, а я бегал по инстанциям и работал «на дядю» (за работы на станции и с долгами надо было как-то расплачиваться).

Наконец, открылся, но денег на рекламу на трассе не было, идти в ГИБДД за согласованием знака на трассе после почти года бумажной беготни было не только неохота, но и не на что, так что работал, как получалось. Поначалу был щит с указателем на одном частном доме - еще от старого хозяина, по знакомству. Правда, его скоро сняли по требованию муниципальных властей. Только спустя два месяца я понял, что уже почти умер как бизнесмен, и взялся за ум. Договорился повесить объявление об автомойке  на ближайшем доме, за 3 км (хозяин, старик, чем-то напомнил деда, так что заплатил ему щедро, хоть и последние). Конечно, понадобилось договариваться с муниципалитетом, но тут уже сразу все оформил, и, знаете, народ начал охотнее заезжать – уже не только с кафе (у которого, в отличие от меня, был указатель на трассе), но и с трассы. Тогда договорился об объявлении об автомойке с хозяином крайнего к дороге дома подальше, за 10 км. Опять сработало. Это, конечно, были временные меры, потом уже сделал все по уму, с нормальным указателем на дороге, снизил цены, так ко мне из города рядом стали заезжать, дешево-то помыться. К концу года простоев уже не было, я уверенно смотрел в будущее, работал с 7-8 до 22-23 ч. и с одним выходным (вести дела и ночью отдыхать тоже как-то надо было). Быстро задумался о сменщике, присмотрел парнишку. Он чем-то напомнил мне себя, зеленого, до армии – бегал на «заправке» с ведром. Поработал сначала вместе со мной, потом я начал оставлять его то на день, то на ночь. Не стал оформлять, думал, сэкономлю. В конце концов, стал доверять и мойку, и кассу. Одним утром прихожу – кассы нет. Спасибо, мойку запер… Так я его и не видел больше. Подозреваю, помаленьку и до этого тянул из кассы. Это был хороший урок мне.

Мораль: правильно рассчитывай свои финансовые возможности, бюрократические издержки и всегда учитывай человеческий фактор. Речь не только о сменщике. Я говорю и о тех людях, которые заезжали тогда в мою мойку, – не жадничал и обзавелся неплохими знакомствами. Хорошими знакомствами сегодня надо дорожить. Мне потом неплохо помогли при раскрутке бизнеса.

- Что было дальше?..

- Дальше уже более-менее по накатанной. Следующего сменщика взял, как полагается, с паспортными данными и оформлением по правилам, очень долго приглядывался. Сменщик не подвел, проработал со мной шесть лет, я ему благодарен. Постепенно перешли на 24 часа работы, взял еще человека, тоже с оформлением. Брат летом помогал помаленьку: сидел в мое отсутствие.

Были, конечно, сложности: вот в 2008-9 годах была поменьше прибыль. Но машины мыть-то не перестали, и на том спасибо. Долги отдал все потихоньку, сам не шиковал, все вкладывал в бизнес.

В 10-м продал свою первую мойку, надо было расширяться, чтоб не закиснуть. Да и предложение было хорошее: двухпостовая в «проходном» месте в пригороде. Пришлось, конечно, брать кредит, но уже было на что и подо что. Решил поэкспериментировать и вместе с новой мойкой открыл мобильную на одной машине. Себя не оправдала, отказался.

Потом быстро сменил 2-хпостовую на 4-хпостовую – вот уже совсем другой уровень. В день проходит примерно 100-120 машин, по сезону. Работаем без выходных и праздников, 24 часа. Три смены работников. Сам, конечно, уже не сижу безвылазно – есть управляющий.

При мойке открыл кафе, людям есть где подождать, пока моется машина.

Конечно, долги за новую мойку еще не все раздал, но практически чист. В будущее смотрю уверенно.

- Какие  перспективы своего бизнеса Вы видите и какие цели ставите?

- Меня иногда спрашивают: куда торопишься, делай деньги на том, что есть, зачем постоянно гонишься за бÓльшим? А я вот еще в 7-м году поставил себе цель: 4-хпостовая мойка (а сам тогда еле наскреб на дешевую однопостовую).

Теперь вот захватила меня идея туннельной мойки. Знакомые скептически машут руками: народ боится даже портальных моек (поцарапается машина), а ты эвон куда замахнулся. Да, дорогое это удовольствие, строить такую мойку: одни согласования, земля и подвод коммуникаций съедят минимум трехгодичную выручку вперед. Но все-таки я не первый год в бизнесе, дела идут хорошо, почему не помечтать? А теперь представьте:  даже 12-метровая мойка обслужит за час около 30 машин, неплохо? А 17-метровая – больше 50 машин. Про царапины, которые как раз оставляют грязные тряпки при ручной мойке, я промолчу. За своим качеством слежу, а за других не отвечаю. 

Также при реализации проекта надо продумать место: должно быть проходное и с нормальным заездом, чтоб не было простоев и толкучки. И, главное, сделать все по уму: чтобы и пылесос стационарный помощнее поставить с человеком, если уборка салона понадобится. И инфраструктура для семьи, ожидающей водителя, хочу даже сделать детскую комнату для ребенка с мамой-водителем. Могу и человека с тряпкой поставить – вытирать участки под спойлером и кузов от капель, если кому это не нравится. Это - и для тех, кто будет грустить по мойщику с тряпкой (смеется)

А портальная для грузовиков на новой трассе -  это же [золотая – прим. ред.] «жила»! Только надо инфраструктуру продумать, чтобы поесть-отдохнуть людям где было…

В общем, есть нам куда расти, как видите.

- Дайте, пожалуйста, напутствия начинающим предпринимателям по успешному ведению бизнеса.

- Если вы думаете, что бизнес начать никогда не поздно – вы тоже правы (смеется). А я вот думаю: чем раньше, тем лучше. Главное, это желание и мозги, а деньги к цели сами приложатся.

Не гонитесь за, что называется, «понтами», деньги здесь не цель, а средство. Не жадничайте и не жалейте их на друзей, новые знакомства, хороших работников и на хорошие дела. Это  окупится.

У меня родился сын, и сейчас я могу сказать, бизнес – это ребенок, круглосуточно и навсегда. Главное, его беречь и работать на его развитие, тогда он вас полюбит и отблагодарит. Удачи ;)

Теги: автомойка
Вернуться к списку