]]>
]]>

Интервью со Степаном Вяльцевым: успешный бизнес в Сети

22 июня 2013 г.

«В детстве я давал взаймы фантики»

Со Степаном мы познакомились чуть больше года назад, на презентации системы мониторинга социальных медиа Wobot, где он выступал в качестве ведущего круглого стола. На тот момент система только выходила на российский рынок, не было ни громких побед, ни резидентства в «Сколково». Всего год – и новый амбициозный проект в крупной группе компаний.

- Степан, откуда столько энергии для новых проектов? Насколько знаем, Вы находились у старта не одной и не двух успешных молодых компаний.

Вы правы, но я об этом никогда не задумывался. Просто так вышло, что в первую очередь хотелось воплощать собственные идеи. И получалось! В состоянии поиска практически никогда не был. Мне нравится смотреть, как рождаются, живут и развиваются новые бренды – это возможность видеть полноценный результат собственных усилий.

- А как давно все началось? Как Вы пришли в бизнес?

Бизнес? О, это было давно. Очень давно! Первые «бизнес-проекты» у меня были уже в детстве. Помните, в школе все играли в фишки и фантики? Так вот, тогда у меня был «банк», который давал «взаймы» игрокам. Разумеется, они возвращали мне столь драгоценное имущество с процентами. Возможно, это стало причиной того, что я никогда не беру в долг и против кредитов. Тратить выгоднее то, что уже заработано. 

Более серьезное «боевое крещение» я получил в годы обучения в ВУЗе. Пока мои однокурсники искали стажировки или первую подработку (а некоторые и не искали вовсе), мы с партнерами уже открыли наш первый серьезный бизнес. Наша компания - авиаброкер деловой авиации активно продавала рейсы на частных самолетах. Бизнес просуществовал более трех лет и пережил кризис 2008 года, когда спрос на такие рейсы упал более чем в 3 раза. 

Параллельно в 2010 году я запустил еще один бизнес – SMM-агентство. Сперва набили шишек на проектах для друзей и знакомых, а через два года проводили успешные кампании для Danone, Marlboro, РЕСО Гарантия и брендов сегмента de-luxe и  премиум. Сейчас мои коллеги проводят ребрендинг агенства и расширяют его компетенции по цифровым медиа. Положительный момент – многие Клиенты с нами уже не первый год, для нас это крайне приятный показатель.

- Когда Вы попали в Wobot и как оцениваете свой вклад в развитие этой компании? 

Wobot как раз и стал следующей ступенью моего профессионального развития. Это автоматическая система мониторинга и аналитики упоминаний о брендах в социальных медиа. На самом деле, проект начал свое существование задолго до официального релиза в 2012 году. Я подключился именно в тот момент, когда потребовалась серьезная маркетинговая поддержка. Буквально за полгода из стартапа Wobot вырос до уровня солидного проекта с миллионным оборотом, обзавелся рядом крупных клиентов – агентств и брендов, а также стал резидентом IT-кластера “Сколково” и получил высший рейтинг от Digital October и PriceWaterhouseCoopers.

Главным своим достижением считаю качественное присутствие Wobot на большинстве профильных региональных и всероссийских конференций. Мы были буквально везде! Посещаемость сайта увеличилась более чем в 3 раза, число регистраций – почти в 5 раз, план по выручке был перевыполнен. 

- У вас все очень красиво выходит. А неудачи были? 

Разумеется, но любую неудачу я считаю частью успеха. Основная причина наших кризисов – мы недостаточно внимания уделяли мелочам. Часто корю себя за невнимательность – могу пропустить запятую или бегло ознакомиться с документами. Было дело, теряли серьезные деньги только потому, что не дочитали договор. Слова и устные договоренности не имеют смысла без документального подтверждения. 

- А Ваш новый проект? Изменился ли подход с опытом, насколько качественно на данный момент развивается система? Поделитесь!

Сейчас я все силы отдаю SmartBox – это первая в России eCRM-система, и я возлагаю на нее большие надежды. Даже большие, чем на Wobot, хотя бы потому, что назвать проект стартапом язык не поворачивается. SmartBox – система, созданная в рамках группы рекламных агентств M-Liner, которая, в свою очередь, является стратегическим партнером международной сети Aegis Media. Даже на этапе планирования у системы уже появились первые Клиенты и заказы – ими стали крупнейшие FMCG-брендов, клиенты агентства.

eCRM - инструмент, который позволяет рекламным агентствам и брендам планировать и реализовывать комплексные рекламные кампании в цифровой среде, BTL и дает «вторую жизнь» огромным массивам данных, которых накопились у компаний за годы работы. Это система, в который есть реальная необходимость, а не просто способ заработать. Нас ждут, нами интересуются.

- Вам всего 25, а столько сделано. Какие советы можете дать начинающим предпринимателям? Как выделиться на рынке?

Первое и самое важное: утром стулья – вечером деньги. Другими словами, до старта бизнеса у вас должны быть устные договоренности с клиентами о покупке, а еще лучше, первые продажи. Без них вы рискуете первое время уйти в серьезный минус за счет расходов на сайт, офис, бухгалтера и так далее. Вы даже не представляете массив расходов, которые не видны невооруженным глазом!

Второй момент – живите по средствам! Вам не нужен офис в Москва-Сити, длинноногая секретарша и сайт от студии Артемия Лебедева, если ваш оборот не превышает пару сотен тысяч рублей в месяц. Все это будет, но позже. И в том случае, если Вы будете все делать правильно. Бизнес – это не кожаный стул и дорогие запонки. Бизнес – результат усилий команды, а не амбиции руководителя.

И третье – не забывайте о душе. Когда ко мне приходит бывший однокурсник, только начавший прилично зарабатывать и хвастает, что «теперь-то его кроме миллионов ничего не интересует», я искренне сочувствую. Такое положение дел обманчиво. Избавляясь от нехватки средств, мы получаем другую проблему - тратить средства с удовольствием просто некогда. Здесь надо остановиться и подумать о тех, кто в том числе причастен к вашему успеху. Например, семья, родители, близкие друзья. Скорее всего, они заскучали. А ведь даже фантики в ваш банк закладывали именно они.

Степан Вяльцев, предприниматель

Вернуться к списку